Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского
   

Курсы повышения квалификации

Программа «Менеджмент качества образования и современные педагогические технологии»

Содержание программы

Раздел 1 (20часов)

«Современные педагогические технологии: психолого-педагогические аспекты, классификация, аннотационная презентация»

1. Классификация образовательных технологий. Модели репродуктивного обучения.

1.1. Схема управления образовательным процессом. Цели и содержание обучения, компетентностный подход. Место и роль образовательных технологий, их классификация и связь с целями обучения. Образовательные технологии, методы, ориентированные на усвоение деятельности по образцам (репродуктивная деятельность).

1.2. Принципы программированного обучения. Метод полного усвоения (Модель Келлера). Оценка учебных достижений. Тесты, педагогические измерительные материалы.

1.3. Демонстрация компьютерной реализации репродуктивного обучения. 1.4. Рейтинговые технологии организации учебного процесса в вузе. Модульное обучение.

1.5. Мотивация обучения. Контекстный подход А. А. Вербицкого.

2. Методы отбора содержания и оценки результатов обучения.

2.1. Связь целей и содержания обучения с процедурой оценивания степени усвоения содержания. Конкретные цели обучения и таксономия уровней усвоения содержания обучения. Конкретные цели обучения и ресурс времени. Методы объективизации отбора содержания обучения.

3. Психолого-педагогические аспекты проблемно - личностно - ориентированного, развивающего обучения.

Творчество субъективное и объективное. Идеи ориентировочной основы действий П. Я. Гальперина.

4. Поисковые, эвристические, исследовательские модели обучения.

4.1. Методы формирования понятий, понятийных систем.

4.2. Поисковые, эвристические модели, методы обучения.

4.3. Исследовательские модели, методы обучения. Метод проектов. Оценка места технологии РКМЧП в множестве активных методов обучения.

Раздел 2 (16 часов)

Технология развития критического мышления: практика проведения занятий

1. Технология развития критического мышления: базовые основы.

Что такое педагогическая технология, критическое мышление. Что означает «развитие критического мышления»: философский, технологический и методический аспекты. Критическое мышление и основы обучения и преподавания: характеристика стадий (Вызов - Осмысление - Рефлексия). Методические приемы, применяемые в рамках технологии, характерные для каждой стадии.

2. Стратегии активизации мыслительной деятельности студентов при чтении лекций.

Изменение роли преподавателя при использовании активных форм обучения. Стратегии организации фасилитированного обсуждения (техника задавания вопросов разного уровня), стратегия продвинутой лекции, лекция «Бортовой журнал»,

3. Стратегии организации семинарских и практических занятий.

3.1. Стратегии взаимообучения.

Интерактивные формы обучения: поэтапное введение в учебный процесс. Роль преподавателя - фасилитатора в организации эффективного взаимодействия при работе над учебной задачей.

3.2. Дискуссионные формы обучения.

Характерные черты учебной дискуссии. Дидактические функции дискуссии. Дидактические цели и типы дискуссий. Формы дискуссий. Технология ведения дискуссии. Руководство ходом дискуссии: использование различных типов вопросов. Необходимые правила ведения дискуссии. Анализ и оценка дискуссии.

4. Оценка результатов учебной деятельности в рамках технологии.

Оценка и самооценка. Аутентичная оценка. Возможные способы реализации механизма оценивания.

Модельное занятие по выработке критериев для диагностики эффективности учебного процесса на основе технологии.

Раздел 3. (36 час.)

Управление качеством образования

3.1. Институционально-законодательные вопросы регулирования образовательного процесса: отечественный и зарубежный опыт. Проблема управления качеством образования в обществе, основанном на знании. Массовое и непрерывное образование образование. Государственный подход к оценке качества образования в России.

3.2. Методы оценки качества образования. Характеристика моделей систем качества, применяемых в отечественной и зарубежной практике. Характеристика процессного подхода согласно требованиям стандартов ISO 9000 и Типовой модели системы качества образовательного учреждения.

3.3. Изучение систем управления качества профессионального образования на примере российских и европейских учебных заведений. Тренинг по разработке политики качества учебного заведения.

3.4 Расширение функций образовательного учреждения. Воспитательный процесс как обязательный элемент в системе обеспечения качества образования обучающихся.