Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского
   

О системе управления качеством

Управление качеством образования в ННГУ

Глобальные процессы трансформации не только российского, но и мирового сообщества придали проблеме качества образова­ния новое звучание. Следует признать, что образование гораздо большего в процентном отношении количества людей, чем ранее, (то есть массовое высшее образование) стало совершенно необ­ходимым инструментом создания инновационного общества. Не­обходимость осуществления массового высшего образования по­требовала целый ряд, ранее не использовавшихся форм учебного процесса. Это ускоренные формы второго образования, новые формы заочного и вечернего образования, параллельное образо­вание, многоступенчатое образование, многочисленные формы переподготовки и повышения квалификации на основе концеп­ции «образование в течение всей жизни», дистанционное обуче­ние на основе использования информационных технологий и другие. Подходы к обеспечению качества инновационных форм образования требуют специальной проработки. Кроме того, об­разовательное пространство стало глобальным. В связи с этим возникли вопросы создания международной системы критериев качества образования и его контроля. Таким образом, функция массового образования и сопутствующая функция контроля каче­ства образования — это тот новый дополнительный вид деятель­ности, который требует нестандартных организационных реше­ний внутри инновационного университета.

Нижегородский университет, ставит во главу своей работы главный инструмент обеспечения качества — образование, осно­ванное на научных исследованиях. В то же время ННГУ активно применяет новые формы обучения и включился в создание инно­вационной системы обеспечении качества образования европейс­кого образца. Обеспечение качества обучения в университете осуществляется в том числе при содействии европейских партнеров в рамках проекта Темпус «Всеобщий менеджмент ка­чества дня университетов».

Разрабатываемая в Нижегородском университете модель сис­темы оценки и обеспечения качества подготовки специалистов ориентирована на типовую модель внутривузовской системы ка­чества, предложенную Рособрнадзором, использование процесс­ного подхода, принципов Модели совершенства Европейского фонда менеджмента качества, а также «Стандартов и руководств по гарантии качества высшего образования в европейском про­странстве» Европейской ассоциации аккредитационных агентств (ENQA).

Схема управления качеством образования в Нижегородском государственном университете им. Н.И. Лобачевского

Внедрение внутривузовской системы качества предполагает реализацию 2 этапов.

В настоящее время идет этап внедрения процессного подхо­да, который предполагает идентификацию и описание основных процессов и подпроцессов образовательной деятельности. В соот­ветствии с требованиями международных стандартов ISO управле­ние осуществляется на основе документированных процедур.

В ННГУ разработаны и проходят утверждение документиро­ванные процедуры, описывающие процедуры реализации различ­ных процессов образовательной деятельности. Для реализации целевого управления качеством подготовки специалистов в соот­ветствии с требованиями ФГОС ВПО по каждой специальности разработаны учебно-методический комплексы дисциплин (УМК), позволяющие обеспечить целевое управление учебным и воспи­тательным процессами в соответствии с постоянно меняющимися требованиями к уровню технической, практической и гуманитар­ной подготовки специалистов.

УМК разрабатываются на основе действующих учебных пла­нов, требований предприятий-заказчиков и работодателей, а так­же нормативных документов Министерства образования и науки РФ. Основой УМК является учебная программа дисциплины, форма и структура которой разработана в едином формате для всех специальностей, содержание определяется кафедрой с учетом сложившихся педагогических традиций методик преподавания. Второй этап, который проходит одновременно с первым, ориен­тирован на подготовку и мотивацию персонала, подготовку ме­неджеров по качеству и аудиторов.

В реализации данного этапа важным моментом стало участие ННГУ в международных проектах, в частности в проекте ТЕМПУС-ТАСИС «Всеобщий менеджмент качества для универси­тетов» (контракт UMJFP-24069-2003).

В целях повышения степени участия и ответственности руко­водства всех уровней в обеспечении качества в рамках вышеназ­ванного проекта прошли программы повышения квалификации (в России и за рубежом) проректоры и деканы, а также руководите­ли подразделений, обеспечивающих учебную деятельность в ННГУ.

Была возобновлена работа с методическими комиссиями фа­культетов, проводятся совещания с председателями методических комиссий, проведены круглые столы по вопросам оценки качества образования на ряде факультетов, издается сборник статей «Каче­ство образования. Проблемы и перспективы», что способствует в целом формированию внутриуниверситетской «культуры качества».

В целях осуществления методического руководства разработ­кой и внедрением внутривузовской системы управления каче­ством образования, для координации работы методических ко­миссий факультетов и повышения степени участия работодателей в процессе оценки качества подготовки выпускников и опреде­ления критериев оценки качества образования в целом был со­здан научно-методический Совет по качеству образования ННГУ

Процедура оценки качества профессиональной подготовки спе­циалистов включает:

  • оценку знаний и умений студентов, полученную в результате текущих и итоговых испытаний,
  • анализ заключений специалистов-практиков о качестве учеб­ного процесса, компетенций студентов, степени вовлечен­ности студентов во внеучебную работу

В качестве основных форм контроля качества используются:

  • отчеты факультетов на ученых советах всех уровней,
  • результаты посещений учебных занятий,
  • тестовый контроль,
  • промежуточный контроль знаний посредством экзаменов и зачетов,
  • рейтинговая оценка работы студентов.

Процесс оценки качества основывается на существующей си­стеме управления факультетами и структурными подразделения­ми, осуществляется руководителями соответствующих уровней и педагогическим коллективом в пределах прав и должностных обязанностей на следующих уровнях:

  • первый уровень — ректоратом и Ученым Советом университета на основе отчетов предоставленных подразделениями университета, учебно-методическим управлением,
  • второй уровень — научно-методическим Советом по качеству образования, итоговыми аттестационными и экзамена­ционными комиссиями по специальностям,
  • третий уровень — методическими комиссиями факульте­тов, заведующими и профессорско-преподавательским составом кафедр.

Ответственность за эффективное функционирование внутривузовской системы качества несет руководство университета — от ректората до руководителей структурных подразделений.

Образовательные организации являются, пожалуй, самыми слож­ными в управлении организациями. Для них характерен высокий уровень кадрового потенциала, сложность производимой продук­ции и услуг, большая социальная значимость результатов деятельно­сти, значительный по длительности жизненный цикл продукции и услуг, исторически сложившаяся независимость и обособленность деятельности педагогического персонала, свобода преподавателя в выборе методик преподавания. Можно назвать много других специ­фических характеристик, которые порождают проблемы при созда­нии и работе системы обеспечения качества образования. Однако при всей сложности создания систем обеспечения качества образо­вательных учреждений очевидна необходимость их внедрения в сложившихся внутренних и внешних условиях.